Контролируемые операции: как подготовить отчет и избежать ошибок

Тема: Бизнес  |   Дата: 03.11.2025

Каждая компания должна следить за правильностью оформления финансовых документов. Особенно важно понимать, кто представляет отчет о контролируемых операциях и делать это вовремя, ведь ошибки могут привести к штрафам и проверкам. Для этого следует понимать, какие операции контролируются и по каким критериям определяется объем отчетности. Своевременная подготовка документов позволит избежать проблем.

Контролируемые операции

Главные требования

Первый этап – анализ взаимоотношений между контрагентами. Следует проверить, относятся ли они к связанным лицам, далее определяется объем операций. Если совокупный доход плательщика превышает 150 млн грн, а объем операций с конкретным контрагентом – 10 млн грн, отчетность обязательна.

В отчете указываются данные о контрагентах, объемах операций, методе определения цены, финансовых показателях и информации о рыночных сравнениях. Документ подается в электронной форме до 1 октября года, следующего за отчетным.

Чтобы отчет был корректным, предприятию необходимо:

  • провести анализ связанных лиц и проверить структуру собственности;
  • собрать первичные документы, подтверждающие операции;
  • выбрать метод определения соответствия цены рыночному уровню;
  • проверить соответствие финансовых показателей в различных источниках;
  • сформировать досье из трансфертного ценообразования.

Отчет о контролируемых операциях представляет именно налогоплательщик. Если сделки производятся несколькими связанными компаниями, каждая из них обязана представлять свой отчет отдельно, указывая собственные объемы и условия сделок.

Типичные ошибки плательщиков

Ошибки чаще всего возникают из-за неправильной идентификации контролируемых операций или недооценки объемов сделок. Часто компании не проверяют статус контрагента и упускают факт связи между лицами. Неправильный выбор метода определения цены тоже приводит к отклонениям от рыночного уровня.

Отдельную группу рисков составляют технические ошибки – неточности в кодах операций, неправильное заполнение идентификационных данных контрагентов или некорректный формат файла при электронном представлении. Такие мелкие, на первый взгляд, недостатки влекут за собой отклонение отчета системой ДПС. Еще одной проблемой является несвоевременная подача отчета. За опоздание или неподачу предусмотрены штрафы от 300 размеров прожиточного минимума.

Как избежать нарушений

Для снижения рисков компании следует внедрить внутренний контроль за трансфертным ценообразованием. Целесообразно ежегодно проверять соответствие операций критериям контролируемых, вести аналитику по контрагентам и объемам, а также своевременно обновлять информацию о юрисдикции. Важно документировать все решения по выбору методов определения цены и подготовки аналитики.

Полезно привлекать специалистов по налоговому консалтингу, которые помогают сформировать досье, выбрать правильный метод сравнения и проверить полноту данных перед представлением. Дополнительно они могут провести аудит внутренних процедур, выявить потенциальные слабые места в учете операций и предоставить рекомендации по их устранению.

Новости по теме
Какой вид интернет-рекламы подходит именно моему бизнесу: подробный гид для предпринимателей

Тема: Бизнес  |   Дата: 30.09.2025

Какой вид интернет-рекламы подходит именно моему бизнесу: подробный гид для предпринимателей

SEO, Google Ads, таргет или контент-маркетинг? Узнайте, какой вид онлайн рекламы поможет привлечь больше клиентов и увеличить прибыль.
Читати далі... »

Регистрация компании в ОАЭ: налоги и фризоны в Дубае

Тема: Бизнес  |   Дата: 02.07.2025

Регистрация компании в ОАЭ: налоги и фризоны в Дубае

ОАЭ — один из лидеров в рейтингах юрисдикций для ведения бизнеса благодаря нулевому налогу на доходы и благоприятной инвестиционной среде. В этой статье вы узнаете о преимуществах регистрации компании в ОАЭ.
Читати далі... »

Все новости
Зарегистрируйте свою компанию на DLAB
Это поможет повысить рейтинг сайта в поисковой выдаче, на порядок увеличить посещаемость своего сайта, привлечь новых клиентов в бизнес и предоставит много других преимуществ перед конкурентами.